Когда рекламная кампания не заладилась, а на сайты из поиска идет недействительный трафик, можно прибегать к черным спискам и блокировать доступ по IP пользователя, идентификатору устройства или домену. Рекламодатели используют black list для исключения источников трафика плохого качества из своих кампаний, чтобы предотвратить потерю бюджета и увеличить эффективность.
В этой статье мы расскажем, что это такое, зачем их использовать и как они помогают бороться с мошенничеством.
Что такое черный список в рекламе и на сайтах
Черный список (black list или стоп-лист) — это файл или целая база данных, в которой содержатся параметры блокировки пользователей или площадок, которым будет заблокирован показ рекламы, доступ к сайту или размещение объявлений.
Если владелец монетизируемого сайта или пользователь проявляет признаки ботового или иного мошенничество поведения, то его можно добавить в такой список вручную или с помощью автоматических систем.
Например, у сервиса антифрода Botfaqtor есть своя база с заблокированными профилями ботов и скликивателей, которая ведется с 2017 года. Всего в ней находится более 75 млн профилей, которым заблокирован доступ к рекламе и сайтам клиентов Botfaqtor.
После добавления в черный список все клики и установки из источника автоматически блокируются.
Зачем нужны black-листы
Злоумышленникам ничего не стоит менять IP-адреса. Для этого они могут использовать зараженные устройства сторонних пользователей по всему миру и подключаться через прокси и анонимайзеры.
Для смены ID устройств и прочих данных они могут применять эмуляторы, antidetect- и headless-браузеры, а также пользоваться услугами BaaS. Они могут автоматически изменять параметры «устройства», притворяться реальными пользователями и обходить средства обнаружения, чтобы не попасть в черный список.
В ручном режиме их обнаружить сложно, но можно использовать автоматизированные сервисы антифрода, фильтры и верификаторы трафика. Они обладают огромными базами данных с сотнями паттернов поведения и технических параметров и способны в режиме реального времени при поддержке машинного обучения и ИИ быстро и эффективно идентифицировать устройства, IP-адреса и площадки, с которых идет бот-трафик и совершаются другие вредоносные действия.
Какие бывают черные списки блокировк в рекламе
Очень дорого мошенничество обходится рекламодателям и маркетологам. Поэтому внесение в black-лист IP, площадок и ботовых профилей, в том числе скликивателей, вкупе с другими методами, такими как корректировка показов в Директе и блокировка на сайте, может существенно сократить ущерб, увеличить конверсию и эффективность рекламных кампаний.
Корректировки для блокировки повторных показов ботам
Корректировки используются для отключения показов рекламы определенным группам пользователей. Например, по возрасту, полу, устройствам и т. д. Можно использовать любую процентную корректировку — хоть 5%, хоть 100%.
Такие корректировки также помогают отключать показ объявлений ботам, скликивателем и другим нецелевым пользователям.
Как добавить корректировку вручную: в личном кабинете Яндекс Директ — Настройки кампании — Дополнительные настройки — блок «Корректировки».
Вот пример автоматически созданных корректировок для одного из клиентов сервиса Botfaqtor, который подключил инструмент Защита Яндекс Директ. В этом случае алгоритм автоматически добавляет корректировки в личном кабинете рекламодателя в Директе и блокирует повторные показы рекламных объявлений ботам. Корректировка -100% означает, что им больше не будут показываться объявления данного рекламодателя.
Блокировка по IP
Метод не очень надежный в плане того, что в Директе можно добавить всего до 25 IP-адресов. Этот черный список можно использовать для блокировки самых злостной группы пользователей (ботов), которые чаще всего скликивают рекламу.
Как добавить IP в черный список: Настройка кампании — Дополнительные настройки — блок «IP-адреса»
Вот пример такой блокировки по IP:
Добавление площадки в black-лист
Как определить качество площадок вручную (без автоматизированных инструментов), мы рассказывали в статье Как почистить трафик от ботов: 17 способов и инструментов. Если коротко, то нужно обращать внимание на CTR, отказы, конверсию и целевые действия, расход бюджета площадкой и делать выводы о блокировке.
Сервис Botfaqtor анализирует качество всех источников трафика в Директе, если у рекламодателя подключен показ рекламы в РСЯ. В дальнейшем в отчетах можно видеть, какие площадки приводят больше всего некачественного и мусорного трафика и отключать их в настройках рекламной кампании в Директе.
Вот пример проверки качества площадок РСЯ для одного из наших клиентов. На основе этого отчета рекламодатель может сделать выводы и добавить в стоп-лист площадки, которые больше всего поставляют недействительного трафика.
Как добавить площадку РСЯ в черный список: Настройка кампании — Дополнительные настройки — Площадки, на которых запрещены показы.
Можно добавить до 1000 площадок на одну рекламную кампанию. В Мастере кампаний добавить площадки в black list нельзя.
Блокировка по ключевым словам
Ключевые слова ключевым словам рознь. Чем частотнее и конкурентнее слово или фраза, тем выше риск столкнуться с мошенничеством. Поэтому рекламодатели могут приостанавливать показ объявлений по определенной ключевой фразе.
Также очень осторожно себя нужно вести с автотаргетингом — эта технология полностью автоматизирована, поэтому можно столкнуться с большим количеством нецелевого и ботового трафика.
Вот пример: на 10 тыс. кликов приходится только 2,7 тыс. целевых, а нецелевых, подозрительных и ботовых — 7 тыс.
Как отключить фразу: на странице кампании, в блоке редактирования фраз. Останавливать можно любые активные фразы, по которым идет показ объявлений. После остановки фраза будет подсвечена бледно-синим цветом.
Общая стоп-база Botfaqtor
У сервиса Botfaqtor есть своя база с заблокированными профилями ботов и скликивателей, которую мы ведем с 2017 года. Туда попадают все вредоносные профили, попавшиеся в рекламных кампаниях наших клиентов.
При подключении одного из сервисов защиты Botfaqtor, сайт или рекламная кампания клиента сразу получает гарантированную защиту от профилей, которые находятся в этом блэк-листе.
На текущий момент в нашей базе находится более 75 млн таких профилей.
Как Botfaqtor помогает создавать черные списки и защищать рекламу от скликивания
Вот примеры защиты рекламных кампаний наших клиентов. Первый клиент столкнулся с большой потерей бюджета на 2 млн рублей в месяц. Второй — с 16 тыс. ботов в общем трафике и более 200 тыс. подозрительных и нецелевых визитов. Как мы помогли им блокировать ботов и скликивателей, рассказываем в наших кейсах.
Автодилер: «Мы теряли 2 млн ₽ ежемесячно»
Один из наших клиентов, крупный автодилер, столкнулся с проблемой низкой конверсии, возросшей стоимостью заявки и резкой нехваткой рекламного бюджета. Его ежемесячные траты на рекламу в Яндекс Директ составляли порядка 12 млн рублей.
Клиент обратился к нам с просьбой помочь проверить рекламный трафик и решить проблему утечки бюджета. Первое, с чего мы начали, это с анализа источников трафика. Мы проверили общий трафик из всех систем — органический, рекламный, прямой и т. д., в том числе из Яндекс Директ.
На 415 тыс. целевых кликов из Яндекс Директ пришлось более 1 млн нецелевых, подозрительных и ботовых. Чем больше бюджет на рекламу и чем конкурентнее и дороже ниша, тем выше уровень фрода, при условии, что вы не пользуетесь инструментами защиты от скликивания.
Кроме того, мы проверили качество трафика по ключевым словам и площадкам РСЯ.
Что мы сделали:
- сразу отключили показ рекламы для ботов и скликивателей, которые находятся в нашем black-листе (на тот момент — 52 млн профилей);
- проанализировали качество трафика по ключевым словам;
- проверили площадки и предоставили отчеты по качеству трафика с них. Это дало возможность клиенту отключить добавить в стоп-лист поставщиков некачественных кликов и отключить показ рекламы по неэффективным запросам;
- в режиме реального времени сервис анализировал каждый клик по рекламе, определял ботовые профили и добавлял их в корректировки для запрета показов.
По итогу нам удалось на 60% увеличить количество заявок и, снизить стоимость достижения цели с 63,3 тыс. рублей до 47,8 тыс. рублей. Общая экономия клиента составила более 2 млн рублей.
Сэкономили 405к ₽ и увеличили количество заявок в 2,5 раза
Вот еще один кейс, где после подключения системы антифрода Botfaqtor к рекламе одного из московских университетов мы смогли защитить бюджет клиента.
Мы проанализировали визиты по рекламе и получили следующие данные:
- 16 тыс. ботов в общем трафике и более 200 тыс. подозрительных и нецелевых визитов.
- Из 66,7 тыс. визитов в Яндекс Директ целевых оказалось менее 20 тысяч.
- На рекламу на поиске и в РСЯ пришлось больше всего недействительных переходов — свыше 50 тысяч.
Очень помогли в оценке качества трафика UTM-метки, установленные в рекламных кампаниях клиента. Они дают возможность оценить эффективность разных каналов продвижения.
После подключения инструмента Защита Яндекс Директ к рекламе университета мы автоматически отключили показ рекламы для 68 млн ботов и скликивателей (на тот момент) и аналогично кейсу выше фиксировали все фродовые профили и добавляли их в блокировку через корректировки рекламной кампании, анализировали площадки РСЯ и давали обратную связь клиенту с рекомендациями по добавлению их в черный список.
В итоге нам удалось снизить уровень фальшивых кликов и увеличить количество достигнутых целей в 2,5 раза — с 86 до 213. Нам удалось снизить стоимость достижения цели почти на 2 тыс. рублей. Общая экономия бюджета составила свыше 404 тыс. рублей.
Не позволяйте мошенникам расходовать ваш бюджет. Средства, вложенные в рекламу, должны работать на увеличение продаж и прибыль, а не уходить в карманы злоумышленников.
Подключите сервис Botfaqtor бесплатно на 7 дней (на тарифе «Безлимитный»). Подробнее >>>
Подписывайтесь на наш ТГ-канал: рассказываем о реальных кейсах, тактиках и технологиях мошенников, факты о кликфроде и не только. Без спама и с пятничными мемами.