Как конкуренты скликивают рекламу

Как конкуренты скликивают рекламу

Бизнес и конкуренция — вещи неотделимые. Рынок должен быть наполнен выбором для конечного потребителя. Кто эффективнее привлекает покупателей, тот и выигрывает в гонке за лиды. Некоторые конкуренты готовы пойти на любые меры, вплоть до скликивания контекстной рекламы своих соперников.

Почему конкуренты это делают

Мошенничество с кликами (англ. click fraud) — это тип злонамеренного скликивания рекламных объявлений в кампаниях, где рекламодатель оплачивает каждый клик, то есть в PPC-модели. Злоумышленник — исполнитель, конкурент, бот и т. д. — скликивает рекламу на поиске и в рекламной сети Яндекса, контекстно-медийной сети Google и др.

Скликивание способно нанести вред — материальный и репутационный. Чаще всего применение такой техники можно встретить в высокодоходных и конкурентных отраслях.

Если говорить о конкуренции и позициях рекламных объявлений в результатах поисковой выдачи, то конкурента не интересует сам продукт. Его цель в данном случае — израсходовать ваш дневной рекламный бюджет и занять вашу позицию по сниженной ставке.

Типичный пример скликивания

Давайте посмотрим, зачем это нужно конкурентам и как они могут реализовывать такой способ мошенничества. Приведем пример:

Ваша реклама по запросу «купить шторы» появляется чаще на выдаче или занимает более выгодную позицию, чем реклама конкурента. Возможно, вы занимаете первое место, а он — второе.

Через накрутку нерелевантных кликов по вашему объявлению дневной рекламный бюджет будет быстро исчерпан, и конкурент займет вашу позицию. Сделает он это засчёт ботов, исполнителей с бирж (буксы) и собственными силами в том числе.

Скликиватели: люди и боты

Вполне реальный сценарий: конкуренты прямо из своего офиса вручную скликивают рекламные объявления. Но вот незадача: это отнимает много времени и малоэффективно (зависит, конечно, от вашего дневного бюджета и стоимости клика).

Но чтобы задача была более продуктивной, конкуренты могут обращаться к ботам для организации направленных автоматизированных атак на рекламу соперника по бизнесу, чтобы выиграть аукцион за место на поиске.

Мошенничество с кликами просто немыслимо без ботов. Да, люди-кликеры тоже доставляют неудобство, но наиболее существенную проблему несут именно клик-фермы и клик-боты.

Автоматизированные скрипты (роботы) могут выполнять сотни кликов в минуту и причинять вреда больше, чем люди.

Конкуренты могут использовать ботов и реальных людей:

  • В первом случае они разрабатывают или берут в аренду автоматизированные скрипты. «Армия» скликивателей пополняется зараженными вредоносным ПО устройствами и входит в состав ботнета. Стоимость зависит от умений робота: стандартное поведение или имитация поведения реального человека и выполнение сложных задач.
  • Во втором — заказывает скликивание на специальных биржах, где обычные люди выполняют цикличные задачи вручную. Такие биржи называются буксами. Через них пользователи выполняют низкобюджетные задачи: комментирование постов, просмотр видеороликов, лайки и репосты, переходы по рекламе, установка приложений и т. п.   

И боты и люди-скликиватели представляют большую проблему, так как искусственно генерируют и накручивают показатели. Если, допустим, 100 исполнителей с биржи по одному разу за утро кликнут по рекламному объявлению, то получится сотня нецелевых кликов. Пусть стоимость одного будет составлять 40 рублей. 4000 рублей будут израсходованы впустую.

Из-за этого:

  • будет израсходован бюджет;
  • рекламное объявление не будет показано целевым посетителям;
  • будут испорчены метрики для анализа канала продаж,
  • конкурент займет место по сниженной ставке.

Из-за расходования бюджета мошенниками и недобросовестными конкурентами конверсия трафика будет стремиться к нулю. Также будет утеряна потенциальная выгода. К тому же, чем конкурентнее тематика, тем болезненнее для рекламодателя скликивание, так как стоимость одного клика там очень высокая.

Более того, в отличие от человеческого поведения, выполнение заданных оператором действий со стороны ботов меняется — они постоянно совершенствуются их создателями. Роботы все лучше и лучше подражают человеческому поведению, и поэтому часто им удается остаться незамеченными.

Кому это выгодно

Кто же получает выгоду от скликивания рекламы? Такие стратегии могут быть выгодны нескольким сторонам — киберпреступникам, владельцам сайтов, где размещаются объявления, или конкурентам. Последние применяют этот метод на поиске. Согласитесь, кому еще может быть выгоден клик по рекламе в результатах поиска, если не прямому конкуренту, который, согласно аукциону, оказался на более низкой позиции.

Кроме того, клик-ботов и ботнеты можно арендовать по вполне доступной цене. Например, как это было с Mirai, который, спустя несколько модернизаций, насчитывал в своей армии более 400 тыс. зараженных устройств (до этого их было 200 тыс.). Так, стоимость аренды 50 тыс. ботов на две недели с длительностью атак по 3600 секунд и кулдаунами по 5-10 минут составляла 3000-4000 долларов.

Но, в конце концов, так ли важно, кто скликивает рекламу? Главное то, что рекламодатель теряет бюджет впустую, а конкуренты только выигрывают от такого положения дел.

Признаки скликивания рекламы конкурентами

В отчете Juniper Research рассказывается о пяти основных источниках мошенничества с кликами: от ошибок в написании названий брендов и многократных поисковых запросов по длинным ключевым словам (long-tail запросы) до повторяющихся кликов по объявлениям с одного и того же IP-адреса. Первый вариант блокировать намного сложнее, если вообще возможно, второй же не представляет практически никакого труда.

Чтобы злоумышленника не вычислили, не заблокировали раньше времени, он использует VPN-сервисы.

Старайтесь анализировать каналы продаж через Метрику и Директ. Если заметите какие-либо аномалии, собирайте подробную статистику по таким переходам. К признакам того, что вас скликивают, относятся следующие сигналы:

  • Всплеск количества кликов. Если вы не размещали объявление с акцией, а Новый год еще далеко, то скачки трафика по этому каналу продаж будут подозрительными.
  • Рост количества кликов с уменьшением конверсии или ее полное отсутствие. При росте трафика CTR должен быть на порядок выше.
  • Высокий показатель отказов.
  • Минимальное время нахождения на сайте.
  • Массовое роботизированное поведение (можно проанализировать в Вебвизоре).
  • Отсутствие действий на странице в течение пары секунд с дальнейшим закрытием вкладки.

Изучайте статистику в аналитике, просматривайте показатели и обращайте внимание на сильные отклонения в статистике — мошенники коварны.

Какие методы используют конкуренты для скликивания

Трафик после запуска рекламы вполне может оказаться как органическим, так и искусственным. В большинстве случаев внезапный всплеск трафика в течение короткого периода времени может быть вызван кликфрод-атакой.

Даже если вы подстрахуете себя и запланируете запуск объявлений в разное время суток, эффект всё равно может быть нулевым. Не стоит недооценивать конкурентов или мошенников. Они в любом случае могут скликивать вашу рекламу.

Внезапные скачки трафика в целом являются признаком мошенничества с кликами. Однако есть и другие признаки, которые указывают на недобросовестных конкурентов и их намерения.

Скликивание с разных устройств и одного IP-адреса

Сотрудники компании конкурента будут скликивать вашу рекламу, сидя под одним IP-адресом, ведь, скорее всего, делают они это прямо из офиса. При этом выполнять эту задачу они будут с разных устройств — персональные компьютеры, смартфоны, ноутбуки, планшеты.

К счастью, такие переходы можно заблокировать. Всплеск трафика с одного и того же IP-адреса или диапазона адресов можно легко обнаружить и заблокировать с помощью настроек Яндекс.Директ (25 адресов всего) и Google Ads (500 адресов).

Но стоит помнить, что блокировка по IP — один из крайних и не совсем эффективных методов. Ответственными за кликфрод-атаку могут оказаться не конкуренты, а злоумышленники, которые могут направлять трафик с устройств обычных пользователей, резидентных IP-адресов, прокси-серверов и дата-центров. До 95% уже заблокированных адресов могут не повториться в принципе. Есть ли смысл их блокировать? А также можно добавить эти IP в стоп-лист, но что, если вместе с этим будут заблокированы и потенциальные клиенты?

Примечание. Сервис Botfaqtor не использует блокировку по IP в качестве одного из основных методов защиты от кликфрода, однако такая возможность не исключена — в зависимости от решения рекламодателя.

Скликивания с одного устройства и разных IP-адресов

Если конкуренты осведомлены технически, то они вряд ли будут скликивать рекламу с одного и того же IP. Вероятно, это будет одно устройство, но с использованием специальных программ для маскировки геоположения. Например, VPN-сервисы, мобильный интернет + офисный Wi-Fi, общедоступные сети или другие средства.

Будут меняться IP, но устройство всегда будет одним и тем же: версия браузера, тип устройства, ОС и т. д. В инструментах Директа или Google Ads заблокировать клики с какого-то определенного устройства нельзя, но можно добавить в стоп-лист пользователя по совокупности признаков и поведения с помощью специальных сервисов защиты от кликфрода, например, Botfaqtor.

Передача кликфрод-атаки на аутсорс «профессиональным» мошенникам

В то время как некоторые конкуренты готовы вкладывать личное время и силы на скликивание, другие не чураются заказа кликфрод-атак у профессионалов.

Злоумышленники на аутсорсе используют низкооплачиваемый труд реальных людей, готовых за копейки выполнять поставленные задачи, вредоносное ПО или скрипты.

В этом случае лично отслеживать и блокировать переходы по ним вручную будет нереально, поскольку атаки автоматизированы. Мошенники могут применять разные тактики и методы кликфрода.

Чтобы защитить рекламные кампании от нашествий ботов и скликивателей, можно использовать сервисы для их автоматического определения и блокировки.

Как использовать оценку кликов

Оценка кликов — это набор данных, которые можно использовать для принятия решений по блокировке недействительных или мошеннических переходов по рекламе. Анализ выявляет подозрительные устройства или поведение посетителей и помогает предотвратить мошенничество.

Если говорить о нарушении этики ведения бизнеса конкурентами, то в отчете могут присутствовать данные по кликам:

  • с одного и того же IP-адреса или диапазона адресов с высоким показателем отказов,
  • с устройств без цифровых отпечатков браузеров,
  • по определенным ключевым словам с одного и того же устройства или IP-адреса.

Во всех этих случаях можно настроить автоматические правила для блокировки недействительных и мошеннических переходов и защиты рекламного бюджета от нецелевого расходования.

Также можно оптимизировать рекламные кампании с настройкой правил, которые предназначены для повышения ROI, например, для исключения неконвертируемого трафика.

Если сверять все переходы вручную, то нет гарантии, что вы сможете точно определить, кто перед вами — реальный пользователь, бот или нечестный конкурент. Все они могут демонстрировать одинаково нормальное поведение на сайте: переходить по ссылками, пролистывать страницу, заполнять форму. Однако бюджет так и будет продолжать расходоваться впустую.

Как остановить конкурентов, скликивающих рекламу

С той скоростью, с которой мошенники совершенствуют ботов, полностью остановить кликфрод невозможно. Однако вы можете играть на опережение, чтобы смягчить последствия мошеннических кликов или вовсе избежать какой-то их части. 

Вот четыре совета о том, как бороться со скликиванием со стороны конкурентов.

Сосредоточьтесь не на самих конкурентах, а на мошенничестве с кликами в целом

Смотрите шире, не сужайте диапазон анализа переходов исключительно под конкурента. Ваша задача — блокировать мошеннические переходы по рекламе в целом.

Независимо от источника мошенничества, последствия будут одинаковы — отсутствие целевого посетителя, расходование бюджета впустую, потеря места в выдаче.

Вместо того, чтобы пытаться определить IP-адреса своих конкурентов, сосредоточьтесь на выявлении всего нерелевантного трафика в рекламных кампаниях. Будете блокировать весь такой трафик, «зацепите» и конкурентов.

Вот что можно сделать для исключения нерелевантного трафика: 

  1. Сосредоточьтесь на ценных местах размещения и качественных паблишерах; некачественные сайты могут быть источником мошеннических кликов.
  2. Определите, откуда поступает нерелевантный или недействительный трафик, и настройте списки исключений IP-адресов.  
  3. Настройте ретаргетинг рекламы. Актуально для тех, кто ориентируется на определенные регионы.
  4. Отслеживайте недействительные клики, используя данные Яндекс Директ, Google Ads и специального ПО, если оно подключено.
  5. Запускайте кампании ремаркетинга, так как эти кампании ориентированы только на пользователей, посетивших ваш сайт. Вероятность того, что такие посетители будут ботами, крайне мала. 

Анализируйте данные и используйте их для оптимизации

Соберите как можно больше данных о своих кампаниях, проанализируйте их и принимайте решения на основе полученных результатов. Вы лучше знаете о том, что рекламируете, и только вам принимать решения.

Используйте эти данные, чтобы оптимизировать рекламные объявления по параметрам, которые позволят конвертировать посетителей в клиентов. Как только вы это сделаете, то сможете сосредоточиться на трафике.

Используйте правильные инструменты

Вам не нужно делать все вручную. Есть много хороших инструментов для аналитики и оптимизации рекламных кампаний. Выберите инструменты, которые предоставят вам подробную информацию о трафике по вашим кампаниям. А еще лучше — используйте инструмент, который позволяет легко фильтровать и блокировать некачественный и мошеннический трафик. 

Подключите систему защиты Botfaqtor для углубленной оценки кликов. Алгоритм проверки трафика предоставит вам полную статистику переходов по каждому клику по рекламе, покажет, где присутствуют сомнительные переходы, а где — явные боты, с каких площадок идет качественный трафик, а какие представляют собой недобросовестные ресурсы. Блокируйте только то, что считаете нужным. 

Помните, что защита вашей рекламы в Яндекс.Директ и Google Ads от скликивания — это наиболее оптимальный подход, чем трата драгоценного времени на поиск конкурентов, виновных в расходовании вашего дневного бюджета без конверсии.

Подключите сервис защиты Botfaqtor — 7 дней бесплатной проверки трафика по рекламе!

Об авторе

Алёна

Пишу о ботах и кибербезопасности

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий