что такое searchgpt

SearchGPT: всё что нужно знать о новом инструменте поиска

SearchGPT — это новый поисковик на основе технологии GPT (Generative Pre-trained Transformer), который был представлен компанией OpenAI в июле 2024 года. Он предназначен для улучшения процесса поиска информации в интернете, генерации идей и даже оптимизации маркетинговых стратегий, которые могут положительно сказаться на продвижении сайта и бизнеса.

В этом обзоре мы расскажем, что это такое, чем будет полезен новый GPT-поисковик маркетологам и что нужно знать SEO-специалистам о ранжировании.

Что такое SearchGPT

SearchGPT — это диалоговая поисковая система, которая использует передовые GPT-модели искусственного интеллекта для анализа и предоставления точной информации из различных источников. Пользователи могут задавать ей уточняющие вопросы, как при общении с живым человеком. При этом общий контекст будет накапливаться с каждым запросом.

В чем отличие от ChatGPT

SearchGPT отличается от ChatGPT тем, что предоставляет не только сгенерированные текстовые ответы, но и дает ссылки на оригинальные материалы, позволяя быстро перейти к первоисточнику.

Вот так выглядит результат ответа в ChatGPT (модель GPT-3.5):

А так выглядит выдача в SearchGPT, которую мы тестировали на прототипе платформы (модель GPT-4o):

Как видно, здесь есть ссылки на ресурсы, из которых бот собрал и резюмировал информацию. Примерно так же выглядят нейроответы от Яндекса — с краткой выжимкой и ссылками на источники.

При этом Нейро от Яндекс аналогично может предложить продолжить диалог и уточнить ответ.

Чем SearchGPT отличается от Яндекс и Google

Новая поисковая система от OpenAI на базе искусственного интеллекта предлагает иной подход по сравнению с классическими поисковыми системами.

ВозможностиSearchGPTПоиск Яндекс и GoogleПоиск с Нейро от Яндекса
Временные требованияИзвлекает актуальную информацию в режиме реального времени.На обновление баз данных и индексирование сайтов требуется время.Нейроответы генерируются в режиме реального времени.
Указание источникаВключает четкую атрибуцию источника для всей извлекаемой информации.Предоставляет ссылки на источники, но пользователям необходимо переходить по ним для поиска ответа.Атрибуция к каждому элементу ответа.
РекламаНе предполагает размещение рекламы.Поиск монетизирован.Монетизация в процессе тестирования.
Результат выдачиКомбинированная выдача: развернутый ответ на запрос + блок со ссылками на источники + возможность продолжения диалога и уточнения ответа.Отображает множество ссылок на релевантные ресурсы с небольшим сниппетом, выделяя ключевые слова из запроса.Развернутый ответ на запрос + ссылки на источники и возможность диалогового общения.

Как выглядит процесс поиска

1 — Формулировка запроса

Пользователь отправляет свой запрос в окне диалога. Он может быть любой сложности.

Пример запроса: Предложи пять эффективных Title под ключевой запрос «ремонт квартир в Москве»

2 — Обработка запроса

Далее SearchGPT анализирует введенный текст, чтобы понять его суть и определить, какую информацию необходимо предоставить.

3 — Поиск информации

После обработки запроса SearchGPT ищет информацию в доступных источниках данных (это может быть база данных, интернет или другие ресурсы).

Для обработки запроса и поиска информации используется технология RAG, которая помогает свести к минимуму неточности, которые также называются «галлюцинациями». Для этого алгоритм комбинирует информацию из базы данных с ответами языковой модели.

Поисковые запросы преобразуются в числовые выражения, которые фиксируют их значение, а затем происходит поиск нужной информации в векторной базе данных, заполненной надежными источниками.

4 — Формулировка ответа

После завершения поиска и анализа информации SearchGPT генерирует полный и структурированный ответ на запрос. Этот ответ может содержать как фактические данные, так и обобщения или рекомендации.

5 — Предоставление результата

Наконец, пользователь получает ответ в удобной текстовой форме со ссылками на подходящие источники и может задать дополнительные вопросы или уточнения.

Пример ответа на наш запрос:

С помощью SearchGPT платформа OpenAI (и Microsoft, которые вложили инвестиции в этот проект для улучшения алгоритмов своей поисковой системы — Bing) намерены полностью перевернуть текущие правила поиска.

Преимущества и недостатки SearchGPT

Новый формат поиска обладает как преимуществами, так и недостатками перед классическими поисковыми системами.

Преимущества

Новая поисковая платформа меняет ландшафт поиска и получения информации пользователями. Маркетологам и SEO-специалистам, возможно, придется адаптировать под неё свои маркетинговые стратегии и способы продвижения. Вот почему:

Меньше кликов, больше ответов. Выдача классических поисковых систем представляет собой подборку ссылок на релевантные запросу сайты. SearchGPT обходит этот шаг, предоставляя пользователям непосредственно скомпонованный и ёмкий ответ на вопрос сразу в интерфейсе поиска со ссылками для более подробного изучения. То есть получается улучшенный формат нулевого поиска.

Цель важнее ключевых слов. SearchGPT разработана для более глубокого понимания интенции поиска пользователя. Речь идет не столько о точном подборе ключевых слов и фраз, сколько об удовлетворении реальных потребностей. Поэтому SEO-специалистам, чтобы подстроится под эту поисковую систему, придется переосмыслить свои стратегии использования ключевых слов и текстов в свете этой смены парадигмы.

Ответы, полученные с помощью ИИ, и брендирование. Контент из разных источников представляет собой ёмкое резюме, поэтому он будет отображаться не дословно. Смело используйте брендирование текстов там, где это будет уместно, чтобы повышать узнаваемость своего сайта, блога или другого ресурса.

Недостатки

Несмотря на все свои преимущества у SearchGPT есть и недостатки:

Скорость. Генерация ответа GPT-модели на поиске может показаться медленнее, чем практически мгновенная выдача классических поисковых систем. Это особенно актуально для быстрых навигационных запросов.

Объемы индекса. Использует меньшее подмножество страниц. Это потенциально ограничивает объем доступной информации, в отличие от классических ПС, которые на протяжении десятилетий создавали обширную базу индексации.

Локальный поиск и отзывы. SearchGPT может искать информацию о компаниях и анализировать отзывы о них из сторонних и более авторитетных «по весу» источников, суммировать и резюмировать ответ. Например, из Яндекс Отзывов, карт и различных отзовиков. При этом в поисковой выдаче может не отображаться ссылка на само заведение, даже если сделать прямой запрос.

Например, в данном случае приведен не официальный сайт суши-бара, а страница на его VK-сообщество, так как у социальной сети больше вес.

Точность ответа. GPT-модели могут «галлюцинировать» и давать ошибочные ответы, что может вводить пользователей в заблуждение.

Отсутствие монетизации. Поисковик от OpenAI, в отличие от классических рекламных платформ и поисковых систем, не включает в свои ответы рекламу и другие коммерческие объявления. Для пользователей, которые привыкли получать коммерческую информацию здесь и сейчас, это может послужить минусом. В то время как в Яндексе уже начали тестировать внедрение рекламного блока в ответах Нейро.

Как маркетолог может использовать SearchGPT (+примеры)

Вот как SearchGPT может помочь маркетологам и SEO-специалистам продвигать бизнес своих клиентов.

— Анализ рынка и конкурентов

Маркетологи могут использовать SearchGPT для быстрого поиска актуальной информации о трендах на рынке, предпочтениях потребителей и конкуренции. Это позволяет адаптировать стратегию продвижения.

Например: Расскажи о трендах интернет-торговли в нише «Бытовая техника». На какие товары выше спрос. 

— Создание контента

Новая диалоговая поисковая система от OpenAI может генерировать идеи для блогов, постов в социальных сетях, рекламных акций и других материалов. Это экономит время и усилия, позволяя сосредоточиться на других задачах.

Например: Предложи 10 вариантов тем в блоге, которые будут полезны читателям. Тематика блога: автомобили.

Или составить тексты для постов в Telegram на тему маркетинга и лидогенерации:

— SEO-оптимизация

Инструмент помогает подбирать ключевые запросы, которые будут релевантны целевой аудитории.

Пример с формированием Title для компании, которая занимается ремонтом квартир, мы привели выше.

— Персонализация маркетинга

С помощью анализа данных о поведении пользователей ИИ-поисковик помогает индивидуализировать маркетинговые кампании. Такие подсказки могут помочь увеличить конверсию.

Пример запроса: Какие креативы в рекламной кампании стоит использовать, чтобы привлечь аудиторию в тематике «ремонт смартфонов».

— Оптимизация маркетинговых стратегий

SearchGPT можно «скармливать» уже существующие креативы и мета-данные и просить их оптимизировать, а также предложить варианты продвижения, чтобы повысить конверсию.

Например: Как увеличить конверсию в рекламе на 10%. Тематика: абонементы в фитнес-центр.

*Принадлежит продуктам компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Как поисковик выбирает источники: советы SEO-специалистам

Факторы ранжирования в SearchGPT, представленные ниже, — это лишь предположения ряда специалистов по поиску и маркетингу. На текущий момент невозможно точно сказать, как именно сайты попадают в подборку с ответом и что для этого нужно сделать.

ПараметрПояснениеЧто можно сделать
АвторитетностьНа выбор источника влияет авторитетность ресурса. Чем он старше и чем больше доноров на него ссылаются, тем больше шанс, что его выберет система.Публикуйте материалы на сторонних ресурсах, чтобы накапливать ссылки из источников разной направленности (сайты, соцсети, мессенджеры).

Создавайте полезный материал, который будут цитировать.
РелевантностьКонтент должен в полной мере отвечать на запрос пользователя. Полагайтесь на интенцию поиска — какую информацию или какое действие пользователь ожидает получить от результатов выдачи. Контент должен быть не просто оптимизирован под ключевые слова — он должен комплексно отвечать конкретным запросам.Оценить интенцию поиска и понять, что именно ищут пользователи и что ожидают получить. Провести аудит существующего контента: дает ли он исчерпывающие ответы на наиболее распространенные вопросы, которые задает аудитория.

Собирайте информацию напрямую у своих клиентов через сайты, каналы, соцсети и другие способы коммуникации. Это поможет вам не только оптимизировать рекламные кампании, но и публиковать ценный и полезный контент на своих ресурсах.
ТочностьНасколько точно контент раскрывает ответ на вопрос и запрос пользователя.Контент на странице должен быть актуальным, точным и удовлетворять поисковому интересу пользователя.

Размещайте короткие, содержательные выводы в начале или конце статей. Модели искусственного интеллекта, такие как SearchGPT, часто отдают приоритет легко усваиваемым фрагментам.
Структурирование данныхСтруктурирование контента, ёмкость и лаконичность изложения влияют на выбор источника SearchGPT.Не используйте большие абзацы и сложные предложения. Старайтесь сделать текст простым и удобным для чтения.

Используйте дополнительную разметку: таблицы, читаемые схемы, графики.

Добавьте раздел FAQ и пишите инструкции для повышения наглядности ответов.

Кроме того, вы можете использовать инструменты прогнозной аналитики для выявления тенденций в поведении пользователей.

Что дальше

Что же ждет новую поисковую систему, маркетологов и специалистов по поиску?

SearchGPT и гиганты поиска

SearchGPT предстоит нелегкая борьба с крупными и популярными поисковыми системами. OpenAI придется поддерживать точность и надежность ответов своих GPT-моделей и умных алгоритмов поиска, масштабироваться для обработки больших объемов данных.

Самое главное — им потребуется вложить немало усилий в продвижение своего продукта, чтобы убедить интернет-аудиторию в преимуществе своей системы перед классическими поисковиками.

Если им это удастся, то, по словам экспертов, SearchGPT может возвестить о начале эры пост-кликов. Вот что это может означать:

  • «Контент как услуга» (CaaS). Компании будут больше инвестировать в создание референсного контента, предназначенного для цитирования искусственным интеллектом, а не для непосредственного потребления пользователями.
  • Нативная ИИ-реклама. Рекламные объявления на поиске, скорее всего, превратятся в диалоговые подсказки, интегрированные в рабочие процессы ИИ.
  • Изменение показателей эффективности. Показатели вовлеченности, такие как просмотры, упоминания или взаимодействия с помощью ИИ, скорее всего, будут иметь приоритет над традиционными показателями кликабельности.

Всё это может произвести огромный сдвиг в SEO-стратегиях и создании цифрового контента. Фокус сместится с традиционного подбора ключевых слов на создание ценного, обогащенного контекстом контента, который действительно отвечает запросам пользователей.

Маркетологи и новый GPT-поисковик

Для маркетологов и SEO-специалистов, которые занимаются продвижением компаний, такая эволюция является одновременно и вызовом, и возможностью. С одной стороны, кампании должны адаптироваться к снижению количества кликов. С другой — существует потенциально выгодная возможность сформировать совершенно новые формы взаимодействия с брендом с помощью разговорного ИИ.

Лучший способ подготовиться к SearchGPT — начать экспериментировать уже сейчас. Оптимизируйте контент, переосмысливайте рекламные стратегии и будьте в курсе того, как развиваются ИИ-инструменты.

И не забывайте следить за недействительным трафиком из любых каналов присутствия. Поможет вам в этом ИИ-система антифрода Botfaqtor.


Подписывайтесь на наш ТГ-канал: рассказываем о реальных кейсах, тактиках и технологиях мошенников, факты о кликфроде и не только. Без спама и с пятничными мемами.


Об авторе

Алёна Быкова

Пишу о ботах и кибербезопасности

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий