Кликфрод (от англ. сlick fraud — мошенничество с кликами) — одна из самых актуальных и серьезных угроз 2021 года, которая стоит перед рекламодателями. Каждый год они теряют миллионы долларов из-за скликивания рекламы, поэтому самое время маркетологам задуматься над действиями мошенников и решением этой проблемы.
Почему рекламодатели теряют миллионы из-за кликфрода
За последние два десятилетия свершилась настоящая маркетинговая революция — на помощь бизнесу в борьбе за внимание потребителей пришла цифровая реклама. ТВ и билборды бледнеют на фоне возможностей электронных рекламных площадок.
Рекламирование товаров и услуг в интернете позволяет охватить как можно больше потенциальных покупателей за более низкую стоимость, чем TV и наружные способы. А также это дает возможность направить показ объявлений определенным слоям населения: по возрасту, полу, интересам. Благодаря возможностям онлайн-аналитики и отслеживанию расходов, а также их корректировке, неудивительно, что она быстро набрала популярность.
Самым эффективным методом считается реклама с оплатой за клики. Именно она дает мощный толчок рекламодателям в развитии собственного бизнеса и позволяет увеличивать продажи. Способность привлекать внимание миллиардов потенциальных клиентов каждый день означает, что PPC-маркетинг быстро становится ведущей маркетинговой стратегией для бизнеса.
Однако многомиллионные бюджеты рекламодателей, которые каждый день вращаются в онлайн-пространстве, не смогли остаться вне поля зрения и мошенников, количество которых растет с каждым годом. Техника, известная как кликфрод, заставляет бизнес терять миллиарды долларов в год. Поэтому реклама с оплатой за клик (PPC) уязвима перед скликиванием.
Подробнее о том, сколько рекламодатели теряют из-за мошенничества, мы писали в статье «Ущерб от клик-фрода в цифрах и реальные примеры».
О PPC-рекламе
Что такое реклама с оплатой за клики и как она работает? Если проводить аналогию принципа ее работы с другими способами раскрутки вне сети, то это будет выглядеть примерно так:
Представьте, что вы владелец продуктового магазина и хотите разрекламировать свои товары потенциальным покупателям в своем районе. При небольшом рекламном бюджете те же дорогостоящие билборды вам не подойдут. Вместо этого вы решаете потратить небольшой бюджет на выпуск листовок. Каждая листовка обходится вам в определенную сумму денег, какие-то стоят дороже (более высокого качества), какие-то дешевле.
Вы размещаете эти листовки на стенде возле своего магазина, а также других магазинов по всему району. Через несколько дней замечаете, что среднее число покупателей в вашем магазине начинает увеличиваться. Большинство листовок разошлось по заинтересованным лицам в вашем районе. Вы делаете вывод, что такой подход привлекает больше покупателей.
Именно так и работает PPC-реклама. Рекламодатель платит за каждый клик по его объявлению. Стоимость также может варьироваться, и зависит от формата, площадки, тематики. Конечно же, ее отличие и преимущество заключается в том, что показ объявлений можно настраивать под конкретную категорию потенциальных клиентов.
Если более подробно, то принцип работы такой модели рекламы следующий:
- Рекламодатель создает кампанию в Директе или Google Ads.
- Подбирает ключевые запросы и минус-слова.
- Создает объявления под ключевые слова.
- Настраивает показ объявлений.
- Выставляет свою ставку за клик, которую он готов заплатить.
В отличие от других моделей онлайн-рекламы, PPC-модель одинаково выгодна как рекламодателям, так и вебмастерам. Первые могут разделить свой бюджет между сотнями ключевых слов (объявлений) с возможностью дальнейшей их корректировки.
Что же такое кликфрод
Теперь, когда вы знаете, как работает реклама с оплатой за клик, понять, что же такое кликфрод, будет намного проще. Мошенничество в PPC-модели основано на том, что рекламодатели платят за каждый клик пользователя по их объявлению. Только в 2017 году каждый пятый переход по рекламе был мошенническим, и с каждым разом их становилось всё больше. Если коротко, то кликфрод — это мошенническое скликивание объявлений ради обогащения.
Как это работает
Если вернуться к аналогии с листовками, то это равносильно тому, что какой-то хулиган или конкурент просто срывал бы или забирал ваши листовки, чтобы они не доходили до реальных потенциальных покупателей. И вам придется снова заказывать новые листовки, тратить на них деньги.
Как вы понимаете, кликфрод — это неприятная проблема, которая достаточно сильно демотивирует рекламодателей и маркетологов.
Мошенничество с кликами не только увеличивает расходы для бизнеса, но и искажает аналитические данные, анализируемые специалистами для принятия корректировки кампаний.
Возможно, вы заказываете PPC-рекламу с действительно высокой конверсией под высокочастотные ключевые запросы, которая может обеспечить до 80% от всех ваших продаж. И если этот ключ регулярного подвергается скликиванию, то количество переходов по ним будет большим, но продажи будут оставаться на нуле. И, поскольку платить вам всё равно придется за каждый такой клик, есть вероятность, что стоимость рекламы превысит прибыль.
Что же делать в этом случае? Отказываться от такого способа раскрутки своего бизнеса? Не стоит. Копните немного глубже: проанализируйте переходы по объявлениям. Возможно, вы заметите подозрительные регулярные переходы с одного IP-адреса, одинаковое неестественное поведение пользователя на сайте, локацию, например страну, где вы не продаете свои товары. Всё это может свидетельствовать о том, что вас скликивают.
Чьих это рук дело (и рук ли)
Кликфрод может принимать разные формы. Его источником может быть кто угодно: от невнимательных реальных пользователей до организованных групп киберпреступников. Каждая сфера и каждый бизнес подвержен различным типам скликивания. Давайте посмотрим, кто за это может быть ответственен.
Конкуренты
Уровень угрозы: 8/10
Цель: Израсходовать ваш бюджет и занять вашу позицию по более низкой стоимости.
Между конкурентами может происходить эпичная битва за право занять как можно более высокую позицию для размещения рекламы. И скликивание — один из методов борьбы.
Ботнеты и клик-фермы
Уровень угрозы: 10/10
Цель: Огромные суммы дохода
Это большие группы людей, которые специализируются на определенных рекламных сетях. Их цель — получить в свою пользу максимальную сумму денег за короткий промежуток времени. Для этого они используют широкий набор автоматизированных программ. С их помощью они генерируют миллионы мошеннических кликов и просмотров рекламы в день. По всему миру сообщалось о множестве таких ферм, причем самые крупные из них были обнаружены на Филиппинах и в Китае.
Вебмастера
Уровень угрозы: 6/10
Цель: получить как можно более высокое вознаграждения за размещение объявлений
Если в вашем окружении нет недобросовестных конкурентов, которые скликивают ваши объявления, то их место могут занять нечестные вебмастера. Они могут монетизировать контент на своих сайтах, размещая объявления рекламодателей. За каждого пользователя, который перейдет по рекламе, они получают порядка 60% вознаграждения от стоимости клика.
Как вы можете себе представить, если ключевое слово стоит 10 фунтов стерлингов за клик, то это может быть много денег для веб-мастера, даже если это всего несколько кликов в неделю. Взгляните на эти предлагаемые цены ставок для ключевых слов с оплатой за клик. И, чтобы увеличить свой доход, они могут просто скликивать такие рекламные объявления.
Клиенты
Уровень угрозы: 4/10
Цель: Месть компании
Такое можно встретить, но не так часто. Мошенничеством это назвать трудно, скорее, случайностью. Недействительными кликами в этом случае могут стать случайные нажатия по рекламе вместо органических результатов в поиске, повторные переходы по одному и тому же объявлению. В конце концов, это могут быть и просто недовольные клиенты, которые просто мстят компании за некачественный товар или услугу.
Делают ли что-нибудь рекламные сети для предотвращения кликфрода
В целях борьбы со скликиванием рекламные площадки Google Ads и Яндекс.Директ разработали свои системы фильтрации и блокировки автоматизированного трафика. Частично они готовы возмещать средства рекламодателям за недействительные клики, однако здесь есть свои нюансы.
Подробнее об этом мы писали в статье «Как вернуть деньги за скликивание в Google Ads и Яндекс.Директ».
Нарушает ли кликфрод закон
Конечно, это первый вопрос, который приходит на ум. Другие формы мошенничества, такие как махинации с банковскими картами, безусловно, являются незаконными и караются законом. Но что насчет мошенничества с кликами? Кто-нибудь когда-нибудь попадал из-за этого в тюрьму? Является ли оно незаконным?
Как правило такие случаи мошенничества остаются просто незамеченными, и их сложно обнаружить, как и ответственных за это людей. У нас в России этому на данный момент не придают значения, поскольку многие рекламодатели просто не знают о кликфроде. Однако в других странах, в США и в большинстве государств ЕС, самые крупные случаи мошенничества в рекламе выявляют и сообща находят виновных.
Например, ранее мы писали о русском «короле» цифрового мошенничества, который предстал перед судом США.
Можно ли самостоятельно определить кликфрод
Прежде чем приступить к анализу трафика и выявить случаи мошеннического скликивания, необходимо предварительно собрать достаточное количество данных по рекламным кампаниям. Конечно, это не так просто, но выполнимо. Сложность возникает в связи с тем, что тот же Google чтит политику конфиденциальности пользователей и дает минимум информации по метрике пользователей. Что же можно сделать?
Читайте, как обнаружить скликивание в рекламе: подробная инструкция.
Как бороться с кликфродом при помощи BotFAQtor
Botfaqtor — сервис, разработанный специально для защиты бюджетов рекламодателей и рейтинга вебмастеров, которые подверглись скликиванию. Блокировать ботов и недействительные клики можно как при работе с Яндекс.Директ, так и Google Ads. Они не могут предоставить такую систему фильтрации и уровень защиты, как Botfaqtor.
Отслеживая сотни кампаний клиентов в PPC-рекламе на протяжении многих лет, мы составили обширный список IP-адресов, которые используют мошенники. У нас есть своя стоп-база ботов, накопленная за все эти годы.
Поставьте блок от Botfaqtor, и вредоносным ботам и мошенникам будет закрыт доступ к вашим рекламным объявлениям. А это значит, что ваш бюджет будет расходоваться только на реальных клиентов! Попробуйте бесплатную 7-дневную версию сейчас. Устройстве тест-драйв и убедитесь в экономии!