Любой рекламодатель, который хоть раз столкнулся с интернет-мошенничеством в секторе контекстной рекламы, представляет, насколько эта проблема широка и злободневна. Онлайн-ТВ и стриминговые сервисы мошенники тоже не обходят стороной. Специально под них злоумышленники создали ботов, которые накручивают просмотры видео, баннерной и видеорекламы, чтобы «высасывать» деньги из рекламодателей.
Для тех, кто хочет узнать, что же такое viewbot, мы подготовили эту статью. Вы узнаете, как они практически применяются мошенниками, атаки каких ботнетов на CTV-рекламу были организованы мошенниками за последнее время, о негативном влиянии этого вида мошенничества и можно ли ему противостоять.
Что такое viewbot
Viewbot, а также viewer bot (в переводе с английского означает «бот-просмотрщик»), — это «плохой» бот, предназначенный для накрутки фальшивых просмотров видео, рекламы и стримов.
Viewbot были созданы для имитации взаимодействия со стриминговыми платформами, такими как Twitch, YouTube Gaming, TikTok и т. д. Они преимущественно используются стримерами, которые хотят накрутить себе рейтинг и выйти в ТОП самых просматриваемых онлайн-каналов, увеличить таким образом количество подписчиков и зрителей.
Viewbotting — так называется техника и сам процесс просмотра видео ботами на стриминговых платформах, включая Twitch, YouTube Gaming, Mixer, в музыкальных сервисах, в CTV и даже метавселенной.
Вот пример зарубежного сервиса, который предлагает арендовать ботов:
А вот отечественные услуги:
Аналогично клик-фермам, такие роботы предназначены для завышения показателей вовлеченности аудитории и увеличения количества просмотров. Разница между кликфродом и ботами-просмотрщиками заключается лишь в том, что в первом случае речь идет о фальшивых кликах, а во втором — о фальшивых зрителях. Боты также могут обладать расширенным функционалом, например ставить лайки, писать в онлайн-чаты и т.д.
Почему накрутка просмотров настолько популярна
Потенциал Twitch как рекламного канала весьма велик, поскольку ежедневная аудитория этого стримингового сервиса насчитывает свыше 30 млн активных пользователей. Рекламодатели сотрудничают с инфлюенсерами и создателями контента, чьи каналы охватывают обширную аудиторию в своей тематической нише.
Такое сотрудничество и заставляет создателей контента привлекать как можно больше подписчиков и увеличивать количество просмотров своих каналов. Сумма вознаграждения, которое они получают за рекламу товаров или услуг, будет зависеть именно от этих показателей.
Некоторые новички, стремящиеся к монетизации своего контента, пропускают этап развития канала с нуля и покупают подписки, лайки и другие действия пользователей. Так они манипулируют алгоритмами платформы для увеличения количества просмотров видео в том числе и реальными пользователями, а также для привлечения рекламодателей.
Что еще нужно знать о ботах «viewbot»
Давайте рассмотрим ответы на основные вопросы о технологии viewbotting и ее влиянии на рекламные кампании.
Как это влияет на рекламодателя?
Размещение рекламы на популярных стриминговых каналах, которые искусственно накручивают просмотры ботами, негативно сказывается на рекламных кампаниях.
Поскольку стоимость аренды таких ботов достаточно низкая (а многие из них и вовсе можно попробовать бесплатно в тестовом режиме), владельцы каналов могут бесконечно покупать столько показов, сколько им понадобится. Кроме того, они используются не только для поднятия рейтинга стримов, но еще и для генерации фальшивой статистики для видеорекламы и баннеров.
Несмотря на умышленный и обманный характер такой монетизации, использование данной технологии не запрещено законом. На самом деле, существует множество сервисов для искусственного поднятия просмотров — все, что нужно сделать стримерам или мошенникам, это оплатить ежемесячную абонентскую плату в зависимости от тарифного плана на определенное количество просмотров.
Есть ли другие типы ботов для накрутки метрик у стримов и видеоконтента?
Самый распространенный тип ботов, который используется владельцами каналов и видеоплощадок, это viewbot. Он имитирует поведение реального пользователя, который якобы просматривает видео и прямые трансляции. Однако существуют и другие типы ботов, которые могут выполнять еще и вредоносные действия.
Например, скрипты, которые запрограммированы на взаимодействие с контентом, могут комментировать записи, словно это делают реальные пользователи. Также используются для накрутки показателей.
Боты-спамеры разработаны для создания активности в онлайн-чатах к стримам и видеотрансляциям. Они запрограммированы на автоматическую отправку заложенных в них сообщений общего характера.
Почему накрутка просмотров губительна для рекламных кампаний?
Как именно покупка видеостримерами поддельных подписчиков и искусственное увеличение показателей о вовлеченности аудитории напрямую влияют на рекламные кампании? Рекламодатели даже не подозревают, как это может сказаться на их усилиях по привлечению потенциальных покупателей.
— Нулевая выгода
Если какой-либо стриминговый канал или видеоплощадка закупают ботов, они искусственно завышают количество просмотров рекламы. Рекламодатель получает нулевую конверсию от размещения CPM-рекламы на каналах-пустышках. Видеореклама или баннер должны естественным образом повышать конверсию и привлекать потенциальных покупателей, однако в этом случае рекламодатель платит за фальшивку.
Владельцы стриминговых и видеоканалов, злоупотребляя ботами, вносят свой негативный вклад в интернет-мошенничество с рекламой, общий оборот которого увеличится до 100 млрд долларов к 2023 году.
— Испорченные партнерские отношения
Боты-просмотрщики искусственно накручивают метрики и рушат доверительные отношения между рекламодателем и инфлюенсером. Любой рекламодатель или маркетолог перед проведением рекламной кампании на том или ином канале или видеоплощадке проверяет его качество, соответствие тематике и потенциальную выгоду. Однако оценить естественность аудитории они не могут, поэтому уязвимы для инвестирования в каналы или партнеров, которые не смогут обеспечить нужную отдачу от вложений.
Независимо от того, намеренно ли владелец канала использует накрутку или же был атакован кем-то злонамеренно, рекламодатели будут чувствовать себя обманутыми и знать, что их деньги ушли в никуда.
— Фальшивые метрики
Как мы уже упомянули выше, у рекламодателей нет возможности идентифицировать каналы, которые «нагоняют» ботов-зрителей. Поэтому они принимают неудачные решения об инвестировании рекламного бюджета.
Поскольку роботы могут генерировать бесчисленное количество просмотров, показатели рекламных кампаний будут показывать ошибочно оптимистичные результаты, чем они есть на самом деле. Искаженные метрики могут негативно влиять на построение дальнейших стратегий продвижения продукта.
Проблема накрутки показов в CTV-рекламе
Мы уже писали ранее об атаках ботов на рекламу в секторе CTV и как она влияет на рекламодателей. В период пандемии COVID-19 их число существенно возросло, так как большая часть населения планеты была вынуждена уйти на самоизоляцию, что спровоцировало рост числа интернет-зрителей.
Рекламодатели вложили свои рекламные бюджеты в CTV-рекламу, а мошенники — в разработку ботов для накрутки показов рекламных роликов. Например, за последние пару лет были обнаружены такие ботнеты, как Pareto и MultiTerra, способные генерировать 650 млн и 3 млн просмотров в день соответственно.
— Pareto
Ботнет Pareto был ориентирован на устройства Android. Вредонос смог заразить свыше 1 млн устройств. Он имитировал просмотры рекламных роликов на Smart TV.
— MultiTerra
MultiTerra был разработан под премиум-партнёров CTV-рекламы и также смог заразить более 1 млн устройств. Его технология обмана рекламодателей основывалась на сложной схеме таргетинга с применением технологии агрессивного спуфинга с подменой сразу нескольких устройств. С помощью него мошенники могли зарабатывать до 1 млрд долларов в месяц.
Накрутка просмотров людьми
Накручивать просмотры рекламы могут не только боты, но и реальные люди. Конечно же, делают они это за деньги и не случайно. Оплата зависит от поставленной задачи и объема выполняемых действий.
Ранее мы уже писали о буксах, где нечестные на руку маркетологи, конкуренты и мошенники заказывают скликивание рекламных объявлений, подписки на рассылку, репосты, лайки и другие действия с контентом. Также для заработка на просмотрах видео существуют специальные рекламные и партнерские площадки.
Можно ли бороться с накруткой просмотров рекламы
Данная технология раскрутки каналов противоречит условиям предоставления услуг многих видеоплатформ, включая Twitch, YouTube и Instagram* (*принадлежит Meta — организации, запрещенной на территории РФ). Более того, данные сервисы поощряют пользователей и рекламодателей, которые сообщают о нарушении, подозрительных действиях относительно просмотров и другой накрутке. Каналы, которые нарушили условия использования сервиса, лишаются монетизации или блокируются.
Если говорить о гражданских взаимоотношениях, то такая накрутка не противоречит закону.
Всё это означает то, что рекламодателям приходится применять собственные меры для защиты от мошенничества.
1. Боремся своими силами — вручную
Существует несколько ручных способов, с помощью которых можно обнаружить ботовые просмотры. Вот на что следует обратить внимание при оценке каналов:
- Непропорциональное соотношение количества просмотров видео к числу сообщений в чате. Видео с большим количеством показов, но небольшим количеством комментариев или низкой вовлеченностью аудитории, может быть верным признаком накрутки.
- Однотипные комментарии. Как мы упомянули ранее, боты-зрители могут также взаимодействовать с онлайн-чатом. Если в чате или под видео имеется большое количество однотипных комментариев общего характера, например «Потрясающе!», «Мне нравится» и т. п., то это может быть показателем ботовой активности. Кроме того, комментарии могут вообще не соответствовать содержимому видео.
- Соотношение количества подписчиков к количеству просмотров. Следует обратить внимание на соотношение количества подписчиков и активных зрителей. Например, канал на YouTube с 5000 подписчиков и миллионами просмотров может указывать на искусственное завышение показателей.
Несмотря на то, что такие способы будут полезны в оценке эффективности паблишеров, владельцев каналов и создателей контента, они выполняются в ручном режиме, что отнимает достаточно много времени. Просматривать статистику каждого канала и оценивать на предмет возможного мошенничества с рекламой, когда их десятки, крайне проблематично. Поэтому мы предлагаем другой вариант — использование автоматизированных инструментов.
2. Используем специальные сервисы для защиты от ботов
Мошенники разрабатывают и используют ботов любого типа и уровня сложности. Автоматизированные скрипты способны просматривать видео, скликивать рекламные объявления, генерировать фальшивые лиды, делать заказы в интернет-магазинах. Именно поэтому рекламодателям нужна сквозная защита рекламных кампаний.
Вместо того, чтобы полагаться на ручные методы поиска признаков мошенничества, специализированное решение для борьбы с ботами может автоматически обнаруживать недействительный трафик, сгенерированный в результате использования передовых методов мошенничества с рекламой, и блокировать его.
Сервисы блокировки ботов помогают держаться от недобросовестных партнеров подальше и предотвращают расходование рекламного бюджета впустую.
Боты-зрители — это лишь малая часть интернет-мошенничества
Мошенничество с рекламой затрагивает множество рекламодателей и маркетологов. Знание и понимание технологии автоматизированного просмотра видео ботами дает больше шансов на успешное предотвращение мошеннических действий с рекламными кампаниями.
Решение для борьбы с мошенничеством Botfaqtor поможет владельцам сайтов и рекламодателям защитить свою рекламу от недействительных просмотров и скликивания. При подключении сервиса показ рекламных объявлений будет сразу автоматически отключен для миллионов ботов, которые уже находятся в стоп-листе.
Сервис Botfaqtor не только блокирует ботов, но и выявляет ботовые источники трафика, защищает от накрутки поведенческих факторов, а главное — защищает рекламные баннеры, тизеры, видео от скликивания и фальшивых просмотров. Материалы проверяются на клики и просмотры на всех площадках, на которых они размещаются.