Боты — основные поставщики трафика?

Каждому маркетологу, который плотно занимается размещением рекламы и анализирует полученные данные, скорее всего, не раз попадалась аномальная статистика переходов в Яндекс.Метрике или Google Analytics. Поэтому их не удивишь тем фактом, что почти треть интернет-трафика во всем мире генерируют боты, а не люди. 

В 2022 году эксперты сервиса кибербезопасности Botfaqtor подсчитали, что более 23% всей онлайн-активности производится ботами.

Чем же они занимаются в интернете? Накручивают лайки, репосты, подписчиков или у них есть и другой функционал? Давайте разбираться.

Основные термины и понятия

Что такое бот-трафик?

Это посещения сайта или другого онлайн-ресурса, выполняемые не человеком, а роботом.

Как обнаружить трафик с использованием ботов?

Скачок посещений сайта может стать причиной замедления его работы, снижением его производительности, выводом ресурса из строя, испорченной статистикой посещений и переходов по рекламе, негативным влиянием на SEO и повышением уязвимости перед DDoS- и фишинговыми атаками.

Если вы хотите проанализировать посещаемость своего сайта, то обратите внимание в счетчике на скачок просмотра определенных страниц, высокий показатель отказов, необычно длинное или короткое время пребывания пользователя на странице, недействительные или отсутствующие конверсии, а также массовые переходы из регионов, в которых вы не рекламируетесь.

Какая доля интернет-трафика приходится на ботов?

Оценки варьируются, однако, по приблизительным подсчетам, ботовые переходы составляют порядка 42% всего мирового веб-трафика, более половины из которого принадлежит «плохим» ботам.

«Хороший, плохой, злой» бот

Ботов можно подразделить на два типа: полезные (хорошие) и вредоносные (плохие).

Полезные боты

Это те роботы, в которых мы нуждаемся. Без них интернет просто немыслим. Они помогают выполнять полезную и сложную работу в максимально сжатые сроки. Они автоматизируют рутинные процессы, так как способны обрабатывать огромные массивы данных, в отличие от человека.

Поисковые роботы

Также встречается название «веб-паук» или «поисковый паук». Являются одними из самых распространенных — и наиболее полезных — ботов в интернете.

Вся поисковая выдача и взаимодействие пользователя с поиском — заслуга поисковых роботов. Как только публикуется новая страничка какого-нибудь сайта, в течение нескольких недель ее обязательно просканирует бот.

Он записывает любые полезные данные о странице и добавляет информацию к существующим данным, которые относятся к конкретному сайту в индексе поисковой системы.

Также свои роботы есть у таких SEO-инструментов, как SEMRush, Screaming Frog, SE Ranking, Moz и др., которые используются для анализа поисковой выдачи и ресурса с целью его более эффективной оптимизации.


новый инструмент от eLama и Botfaqtor

Пользуетесь сервисом eLama для управления рекламой в Яндекс.Директ и Google Ads? Подключите БЕСПЛАТНО сервис защиты от скликивания Botfaqtor. Подробности тут >>>


Боты для оценки качества сайта

В отличие от поисковых роботов, которые индексируют сайты на глобальном уровне, такие боты представляют собой инструмент оценки работоспособности конкретного ресурса. Если ресурс многостраничный, крупный, то такие проверки просто необходимы.

Они позволяют владельцу сайта совершенствовать его под нужды пользователей. Проблемы со временем загрузки страниц и быстродействием, битые ссылки и неоптимизированные изображения — все это можно быстро обнаружить и исправить с помощью ботов для оценки качества.

Боты, которые проверяют нарушение авторских прав

Copyright-боты используются для контроля соблюдения авторских прав на крупных видеохостингах и видеосоцсетях, таких YouTube и TikTok. С помощью ПО для распознавания контента данные роботы анализируют большие массивы аудио и видеоданных на предмет наличия определенных форм и паттернов, которые совпадают с защищаемыми авторскими материалами и находятся в базе данных хостинга.

Несмотря на неоспоримую эффективность данных роботов, многие специалисты и обычные пользователи приходят к единому мнению, что боты генерируют недопустимо высокий уровень ложных срабатываний и несправедливо наказывают авторов, чей контент имеет слабое сходство с защищаемыми авторским правом материалами.

Вредоносные боты

К сожалению, на каждого «хорошего» бота, призванного сделать интернет лучше, найдется вредоносный бот для выполнения чего-нибудь менее полезного. К примеру, для накрутки трафика по рекламе ботами. Давайте посмотрим, какие бывают «плохие» роботы.

Боты для скликивания рекламы

Представляют собой серьезную проблему для цифровой рекламы. Они предназначены для скликивания контекстных объявлений на поиске и в РСЯ/КМС. Они растрачивают впустую рекламные бюджеты и вносят хаос в маркетинговые кампании.

Всё чаще можно встретить ботов, которые умеют имитировать поведение реальных пользователей, таким образом скрывая свою вредоносную активность. Они умеют прокручивать страницы сайта, переходить по ним в случайном порядке, пребывать на странице дольше одной секунды и т. д.

Это наихудший вид бот-трафика для рекламодателя.

Боты для DDoS-атак

Denial-of-Service (DoS) — атака по типу «отказ в обслуживании», цель которой замедлить работу ресурса или вывести его из строя на определенное время. Направленный потоковый ботовый трафик перегружает сервер, и он перестает отвечать на запросы реальных пользователей. В итоге сайт становится недоступен.

Distributed-Denial-of-Service (DDoS) — распределенная атака по типу «отказ в обслуживании», которая идет со множества устройств и сетей. Это значительно затрудняет блокировку атаки.

DDoS-боты, как правило, распространяются через ботнет — сеть из зараженных вредоносом пользовательских устройств. Пользователь может случайно установить вредоносную программу или посетить мошеннический сайт. Таким образом, его устройство становится частью бот-сети и автоматически выполняет направляемые оператором атаки.

Боты-скупщики

Предназначены для атак по типу «Нет в наличии» на интернет-магазины. Концепция проста: боты просто добавляют определенные товары с высоким спросом в корзину и держат их там без оформления заказа. Соответственно, количество товаров в наличии автоматически уменьшается.

Они делают это до тех пор, пока товар не «закончится». Реальные же покупатели видят, что товар распродан, и покидают сайт.

Товар из каталога привязывается к определенной корзине только на короткий промежуток времени (как правило, около 10-15 минут). Но когда каталог подвергается длительной автоматической атаке, ботам ничего не стоит сделать товар недоступным реальным покупателям.

Это лишь некоторые виды вредоносной деятельности, с которой каждый день сталкиваются сервисы блокировки бот-трафика, такие как Botfaqtor.

Что такое трафиковые боты?

Трафиковый бот (от англ. traffic bot) — это компьютерный код, предназначенный для имитации поведения реальных пользователей и посещения определенной страницы или сайта. Такие боты используются для эмуляции как платного трафика (по контекстной рекламе), так и органического (со страниц результатов поисковой системы).

Можно без труда найти компании, которые предлагают данную услугу. Существует даже целая индустрия, которая специализируется на обеспечении владельцев ресурсов «качественным трафиком».

А еще есть процветающая индустрия арбитража, где маркетологи-посредники покупают и продают трафик, чтобы получать больше прибыли. Но зачем кому-то понадобилось в принципе его покупать и для каких целей?

Кому нужен органический бот-трафик

Есть множество вариантов, при которых маркетологам и оптимизаторам нужен дополнительный трафик. Почти все они лежат в плоскости партнерского маркетинга.

Скупка-продажа сайтов

Продажа сайтов — большой бизнес. Почти как в реальной жизни, коммерческая цифровая недвижимость бывает всех форм, размеров и состояний. Тех, кто готов потратить время и деньги на «приведение в порядок» ресурса или онлайн-бизнеса для дальнейшей продажи или монетизации, ждут большие деньги.

Если на сайте много посетителей, потенциальному покупателю можно продемонстрировать, какую выгоду он мог бы получить, разместив на нем рекламный контент. Таким образом, с точки зрения продавца, соблазн искусственно завышать показатели трафика с помощью ботов очень велик.

Продавцы черного SEO

Несмотря на категоричные утверждения поисковых систем, к примеру Google, о том, что «посещаемость сайта не является фактором ранжирования», многие специалисты ошибочно связывают большой объемом трафика с высокими позициями в результатах поиска. 

Следовательно, по-прежнему существует множество «экспертов» по продвижению (и клиентов), готовых платить большие деньги за органический бот-трафик. Для этого используется технология бомбардировки поисковой системы, при которой в выдаче по запросу отображается нерелевантный сайт, на котором отсутствуют вхождения искомых ключевых слов. Они будут ошибочно полагать, что так рейтинг и позиции будут расти.

Нечестные маркетологи и агентства

К сожалению, нечестная практика завышения числа посетителей сайтов с помощью трафика с участием ботов все еще очень жива и процветает в 2023 году. Каждый, кто хоть немного разбирается в цифровом маркетинге, знает, что трафик как таковой — это показатель, призванный потешить самолюбие, и ничего больше.

Если ни один из посетителей, который перешел по рекламе, не выполняет целевое действие, то увеличение числа посетителей просто не принесет пользы бизнесу. Однако у многих владельцев компаний нет времени изучать все тонкости маркетинга.

Даже когда правда о завышенном трафике станет очевидной, нечестный маркетолог или агентство будут пытаться списать низкие показатели конверсии на другие факторы (предлагаемый продукт или услугу, плохо оптимизированную страницу и т. д.). Также это дает им возможность раскрутить заказчика на дополнительные услуги.

Как видите, от органического бот-трафика очень мало пользы, если он не связан с какими-либо нечестными маркетинговыми и SEO-услугами.

Как правило, боты используются для создания видимости большого количества посещений. Однако, на самом деле, их используют только для получения финансовой выгоды.

Платный бот-трафик — игра, в которой нет победителя

Использование трафиковых ботов для увеличения количества переходов по рекламе принесет выгоду только двум группам людей. Паблишер/вебмастер, размещающий рекламу, или конкурент рекламодателя.

Паблишерам, которые уже монетизируют свои сайты через Google Adsense или Яндекс.Директ, увеличение дохода за счет скрытого бот-трафика может показаться заманчивым делом. К примеру, в сети можно найти множество статей на тему лучших способов покупки ботов.

Однако рекламные платформы всё сильнее ужесточают правила участия и бдительно относятся к накрутке трафика. Поэтому не стоит использовать этот вариант повышения доходов.

Мошенничество с рекламой со стороны паблишеров — это не про легкие деньги и безнаказанность. Вместо крупных выплат можно просто получить бан и лишиться любого дохода за счет своего сайта.

Статистика по трафику с использованием ботов

Несмотря на все усилия рекламных платформ, «плохой» трафик неуклонно растет с 2018 года. По состоянию на декабрь 2021 года считается, что ботовые переходы составляют 27,7% всего интернет-трафика. Это почти вдвое превышает уровень качественных (настоящих) посещений, который, по оценкам экспертов, составлял 14,6%.

Во многом этот рост можно объяснить увеличением объемов интернет-продаж и других финансовых транзакций, которые в настоящее время осуществляются онлайн, – тенденция, которая только ускорилась из-за пандемии COVID-19.

Черная пятница — выгодные предложения для ботов

Популярная в последнее время распродажа под названием «Черная пятница» — прибыльное время года для интернет-магазинов. И 2022 год не стал исключением.

Чуть менее приятной для продавцов стала новость о том, что примерно 20% их трафика было сгенерировано исключительно ботами. По подсчетам специалистов в области выявления недействительных переходов по рекламе, роботы-скупщики, DDoS-атаки, инъекции и редиректы привели к увеличению расходов на рекламные кампании более чем на 360 миллионов долларов.

Однако для многих компаний защита от бот-атак — необходимая мера, которая требуется круглый год, а не только на период распродаж. Здравоохранение, финансы и путешествия — это лишь несколько примеров отраслей, на которые постоянно льется недействительный трафик и применяется техника скликивания рекламы.

Botfaqtor борется с бот-трафиком

Если источник бот-трафика обнаружен, можно вручную создать списки исключений для связанных IP-адресов. В Яндексе можно добавить к исключению 25 IP, в Google — 500. Но разве этого достаточно? Это временное решение, и вряд ли оно сдержит или предотвратит будущие атаки.

Существует целый ряд других вариантов борьбы с ботами: решения хостинг-провайдера, robots.txt и добавление CAPTCHA. Однако большинство из них едва эффективны. Robots.txt , например, в принципе необязателен и не обеспечивает достойной защиты от вредоносной активности ботов.

Другие решения могут создать своего рода барьер, но:

  • будут защищать сайт, но не рекламную кампанию;
  • недостаточно эффективны для блокировки ботов 4-го поколения, которые способны имитировать поведение реального пользователя.

Если вам и вашей компании не повезло, вы постоянно подвергаетесь атакам вредоносных ботов, то ваш единственный реальный вариант — подключить сервис защиты от мошенничества с рекламой, такой как Botfaqtor.

Сервис Botfaqtor — это Антибот для сайта, защита рекламных кампаний от скликивания в Яндекс Директ и Google Ads. Инструмент предназначен для фильтрации спама, блокировки DDoS-атак и вредоносных ботов. 

Преимущество Botfaqtor заключается в блокировке мотивированного и бот-трафика из поиска и мошеннических кликов по рекламным объявлениям. Это немаловажный аспект для любого рекламодателя и владельца монетизируемого ресурса. Особенно в условиях крупных бюджетов.

Никогда не проверяли свой трафик? Замечали, нулевую конверсию при высокой посещаемости? Проверьте БЕСПЛАТНО свои рекламные кампании на бот-атаки. Возможно, вы уже отдали не один десяток тысяч рублей мошенникам. Скажите полезным ботам — «Да!», вредоносам — «Нет!».

Об авторе

Алёна

Пишу о ботах и кибербезопасности

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий