«Черное» SEO: как используют ботов для оптимизации и обмана

Google и Яндекс четко определили основную философию своих поисковых систем: отображение наиболее релевантных и качественных результатов выдачи для пользователей. Поэтому они регулярно совершенствуют алгоритмы ранжирования сайтов и рекламы на поиске. И SEO-специалисты стараются подстраиваться под этим изменения. Однако не все соблюдают честные принципы оптимизации ресурсов и маркетинговых кампаний.

Сегодня мы расскажем о Black Hat SEO, или «черных» методах продвижения, в которых не все маркетологи стесняются активно использовать ботов. 

Что такое «черное» SEO

Если кратко, то «черная» оптимизация (negative SEO) — это применение методов по раскрутке ресурса, которые грубо нарушают правила поисковых систем. Злоумышленники используют техники для манипуляции алгоритмами ПС для «взрывного» увеличения трафика, ложной лидогенерации, наращивания ссылочной массы, устранения конкурентов.

Яндекс и Google разработали собственные рекомендации со списком всех методов продвижения, которые противоречат их условиям. На сайты или страницы, которые используют нечестные практики оптимизации, накладываются санкции, если индексирующие боты обнаруживают эти нарушения.

Пример обманной оптимизации

Примерами «черного» SEO служат скликивание позиций по запросам в выдаче, размещение невидимого текста на странице, дорвеи, спам ключевыми словами и комментариями, добавление на страницу несвязанных ключевых слов, взлом сторонних сайтов.

Уровни ботов и трафика

На данный момент выделено четыре уровня ботов, от простого к сложному:

  • Простые (simple) — «сидят» на одном IP-адресе. Операторы используют автоматизированные скрипты для накрутки переходов. Не способы имитировать поведение реального пользователя. Не используют цифровые отпечатки браузера (fingerprint).
  • Средние (medium) — способны имитировать браузеры с возможностью выполнения JavaScript.
  • Сложные (hard) — усовершенствованный формат автоматизированного скрипта. Такие боты способны имитировать поведение реальных пользователей, взламывать CMS через уязвимости систем защиты. Используются для спама, написания комментариев, генерации страниц под рекламу.
  • Суперсложные (hardcore) — сложносоставные боты с функционалом, взятым у средних и сложных ботов. Способны менять IP-адреса, использовать приватные прокси, задействовать цифровые отпечатки браузера. Их визиты неотличимы от реальных пользователей.

Есть три типа трафика:

  • Автоматический. Генерируется вредоносными ботами. В процессе его определения может быть задействовано машинное обучение и другие методы защиты. Такой трафик вредит сайту, на котором практикуется метод «черной» оптимизации.
  • Человеческий. Выполняется реальными пользователями. Подавляющая доля трафика принадлежит именно этому типу.
  • Проверенный бот-трафик. Поступает от поисковых роботов, платёжных систем и т. п.

Техники «черного» SEO, где используются боты

Нечестные конкуренты и маркетологи могут использовать ботов для SEO с целью понижения или повышения рейтинга ресурса или рекламной кампании — в зависимости от своего положения.

1. Скликивание на поиске

Техника скликивания поисковой выдачи по ключевым запросам является одним из методов «черного» SEO с целью искусственного увеличения количества переходов на сайт по нужной семантике.

В рекламе кликфрод применяется для истощения дневного бюджета за первый час показа объявлений на поиске, чтобы конкурент занял рекламное место по сниженной ставке.

Техника применяется с использованием метода «серфинг». Помимо автоматизированных скриптов маркетологи обращаются за помощью к исполнителям с букс.

Признаки: резкий скачок переходов на сайт из выдачи по ключевым словам, большой процент отказов, низкая эффективность; истощение дневного рекламного бюджета всего за час после начала показов.

2. Ссылочный спам

Популярная техника «черной» оптимизации, сопряженная со взломом сайта, на котором в дальнейшем размещаются нерелевантные ссылки. Зачастую злоумышленники продвигают таким образом ресурсы взрослой категории или запрещенных тематик, искажая оригинальное содержимое. Может оказаться так, что ссылки и вовсе идут на какие-нибудь японские сайты (символьные анкоры).

Конечно же, такой SEO-спам наносит ущерб, в первую очередь репутации и ранжированию в поиске.

Признаки: в вебмастере или системе проверки страниц сайта резкое увеличение количества исходящих ссылок. Желательно регулярно проверять его с помощью специальных программ, например Xenu, на новые страницы и исходящие ссылки.

3. Накрутка ПФ

Маркетологи прокачивают профили и искусственно генерируют трафик при помощи ботов для накрутки поведенческих факторов. Для этого могут применяться клик-фермы или автоматизированные скрипты. Накрутка показателей идет в автоматическом (полностью ботами) или ручном (людьми) режиме.

Боты имитируют поведение человека: переходят по страницам сайта, делают репосты, лайкают, оставляют комментарии. Для процесса используются разные прокси и IP-адреса.

Атака может идти в многопоточном режиме. Для этого ботам записывается порядок выполнения действий для зацикливания: например, «клик — переход — комментарий».

Признаки: аномальное увеличение количества автоматизированных переходов из социальных сетей (и других каналов) с одинаковым временем нахождения на странице и выполнением однотипных действий.

4. Спам в комментариях

Такой вид спама нетрудно заметить: на сайте появляется множество комментариев за один раз, нашпигованных рекламными ссылками на другие ресурсы. Цель – получение бесплатных обратных ссылок. Нередко это делается вручную, но чаще всего с помощью автоматизированных инструментов.

Большое количество нерелевантных внешних ссылок на сайте может сильно подорвать авторитет ресурса и тем самым негативно сказаться на эффективности продвижения. С этим можно легко бороться: достаточно отключить открытую публикацию комментариев без модерации. Также можно добавить проверку сообщений на размещение ссылок и капчу против ботов.

На самом деле, спам в комментариях рассматривается как ссылки низкого качества, в связи с чем ПС накладывает санкции на ресурс. Еще на заре становления услуг по продвижению открытые комментарии были действенным способом наращивания обратных ссылок. В современной поисковой оптимизации дело обстоит иначе.

5. Фальшивые отзывы

Есть полезные боты, которые обрабатывают вопросы пользователей в онлайн-чатах на сайтах и в Telegram-каналах, а есть вредоносные скрипты, которые генерируют негативные отзывы. Генерация ложных рецензий в первую очередь влияет на репутацию бренда и может снизить приток новых потенциальных клиентов. Если они размещены на агрегаторе отзывов, то это влечет за собой и снижение трафика.

Для этого используются боты, способные заполнять формы. Принцип действия аналогичен лид-ботам. Также для этого могут привлекаться исполнители с букс.

Признаки: падение рейтинга по сравнению с другими конкурентами в тематической нише.

6. Парсинг контента

Если на сайте обнаружен неуникальный контент, то на страницу или весь ресурс могут быть наложены санкции со стороны поисковых систем. Нередко можно встретить ситуацию, когда клон выходит в ТОП по ключевым запросам и его контент признается уникальным, а в выдаче понижается оригинальный сайт. Парсинг контента может нанести ущерб, который повлияет на весь комплекс мер по продвижению сайта. 

Парсинг частно выполняется автоматизированными программами (ботами) и представляет собой одну из скрытых форм «черно» SEO. Лучший способ справиться с этой напастью — заблокировать бот-трафик на сайте.

Как определить «черные» методы продвижения

Анализируйте статистику в Яндекс.Вебмастер или Инструментах вебмастеров Google, а также просматривайте записи в Метрике и Аналитике. Если видите снижение рейтинга, сайт просел по запросам, по которым был в ТОП, а также стал ранжироваться по нерелевантным ключевым словам, выделите такие визиты в отдельную группу. 

Следующие параметры могут указывать на применение к вам санкций за «черное» SEO:

  • Низкое ранжирование сайта и проседание по ключевым словам.
  • Неестественные анкорные тексты, похожие на спам или не относящиеся к тематике ресурса.
  • Взрыв ссылочного фактора из спамных источников.
  • Внезапный поток негативных отзывов, схожих по содержанию, от людей, которые никогда не были целевой аудиторией или прямыми клиентами/покупателями.
  • Резкое увеличение новых проиндексированных страниц сайта с чужим контентом (взлом и форма SEO-спама).
  • Неуникальный контент (когда ваши статьи были спарсены).

Не все из перечисленных параметров будут отображаться в инструментах аналитики, а некоторые и вовсе не будут отображены. Однако некоторые параметры могут сопровождать друг друга. Например, если кто-то копирует ваш контент, он может не удалить абсолютные внутренние ссылки и ссылаться на ваш сайт.

Как избежать black hat SEO

Лучше всего, конечно, использовать только белые методы и стратегии продвижения сайта. Что можно сделать для этого:

  • Сосредоточьтесь на построении репутации бренда, а также на наращивании ссылочной массы.
  • Убедитесь, что сайт оптимизирован для мобильных устройств, обратите внимание на скорость загрузки страниц. Для этого можно использовать инструмент от Google PageSpeed Insights.
  • Разработайте контент-стратегию и придерживайтесь ее. Регулярно публикуйте интересные и полезные материалы.
  • Используйте социальные сети для наращивания аудитории и ссылок на свои страницы.
  • Создавайте контент для людей, а не для поисковых роботов. Но не забывайте его оптимизировать.

Однако эти методы не спасут от SEO, в котором используются методы, неподвластные вам. Например, действия нечестных конкурентов или атаки вредоносных ботнетов. Как в этом случае бороться с ботами?

Как заблокировать ботов

Типичная активность ботов, связанная с «черной» оптимизацией ресурса, может включать:

  • SEO-спам;
  • скрапинг (парсинг) контента, а по-простому — воровство;
  • инъекция ссылок (ссылочный спам);
  • спамные комментарии и др.

Использование программного обеспечения для блокировки ботов, такого как антибот для сайта от Botfaqtor, устранит или значительно снизит вероятность получения санкций со стороны поисковых систем за методы «черного» SEO, примененные к вам злоумышленниками.

Блокировка ботов помогает избежать других форм кибератак, таких как DDoS-атаки, спам-боты, кража учетных записей, скликивание рекламы, фальшивая лидогенерация и др. 

В современном цифровом ландшафте блокировка ботов — необходимый инструмент для любого бизнеса, особенно для интернет-магазинов, крупных сайтов, а также рекламных кампаний.

Сервис Botfaqtor предлагает тест-драйв на 7 дней — попробуйте бесплатно защиту от бот-атак.

Об авторе

Алёна

Пишу о ботах и кибербезопасности

Просмотреть все сообщения

Добавить комментарий